Фотоискусство

24 / 09 / 2017

О ситуации в современном фотоискусстве

При прочтении книг  по современному искусству, в частности, фотографии, к примеру, таких, как опус Олега Климова «Давайте заберем искусство у фото-художников»,  написанный, надо сказать,  достаточно пафосно, приходишь к выводу: то, что происходит в современном фотоискусстве, в областях, использующих фото-технологию, вызывать восхищение вряд ли может. Вместе с тем, нельзя полностью разделить мнение автора и его призывы, поскольку ситуация, изложенная в вышеозначенном труде, достаточно упрощена — представить себе, что место современных «фото-художников» займут  «фотографы» сложно.

Подобная ситуация в мире искусства, и в частности, фотографии, не нова, так было всегда. Художники Возрождения вели интриги в борьбе за деньги, за славу точно так же, как это происходит сейчас. Каждый раз, оказываясь в  крупном музее классического искусства, можно обнаружить, что соотношение таланта и посредственности и тогда было примерно таким же, как мы имеем возможность наблюдать сейчас. Если без скидок, по-настоящему хорошего мало — даже у  гениев, таких как Брейгель или Веласкес, не все выдержано на одном уровне и это  при том, что выше них — только небо.

Однако еще никто ничего не улучшил в культуре, просто заменив откровенно плохое на то, что считает хорошим. Ведь и в природе растут не только прекрасные розы и орхидеи, более того, если бы нас окружала  картина, сплошь состоящая из прекрасных цветов, мы не считали бы их таковыми, ведь категория «прекрасное» предполагает уникальность, единичность. История слишком многообразна, слишком противоречива, а степень категоричности наших суждений прямо пропорциональна ограниченности познаний, умений, опыта. И чем обширнее их ресурс, тем больше вариативности, больше сомнений. Но почему-то нам все время хочется чего-то одного – хорошего. А хорошего, как известно, много не бывает. В результате вместо многообразия самовыражения художников, фото-художников мы получаем будничную монокультурность, эклектику, штампы.

В восточной культуре под словом «искусство» понимается любое занятие, умение, навык. В культуре западной, традиционной для нас, термин «искусство» обозначает принадлежность к определенному высокому уровню, мастерству, виртуозности техники исполнения, которые, при этом, являются не самоцелью, а средством раскрытия идеи произведения. Именно в таком, традиционном для нас понимании терминов, фотография, даже профессиональная, и искусство — далеко не всегда синонимы, часто это разные, вполне самодостаточные сферы. И то, что сегодня искусство использует различные технологические средства,  в частности, — фототехнологию, почти ничего меняет: использование технологий не говорит ни о принадлежности к искусству, ни об обратном. Что же до активного использования таких понятий как «художественная фотография» или «фотохудожник», то это —  лишь условные термины, возникшие в ходе противоречивого развития истории и применяемые, зачастую, в рекламных целях, с ограниченным спектром значений, в определенных контекстах.

И все же, несмотря на некоторую путаницу в терминах — современное искусство в целом, и, в частности, искусство фотографии и то, что, как мы поняли, они всегда соответствуют своему высокому названию, можете быть уверены: на нашем сайте фотостудии «Ассоль» Вы встретитесь с настоящим мастерством.